Ислам и наука в 7-15 веках.

#1
Лимарев В.Н.

Ислам и наука в 7-15 веках.
(реферат)

Основной источник.
А.Т. Григорьян, М.М. Рожанская: «Механика и астрономия на средневековом Востоке», изд. «Наука» 1980 г.
Полностью реферат смотри:
http://limarev101.narod.ru/nayka.htm

Арабские завоеватели на первой стадии завоевательных походов, проявляли известную терпимость к вере и обычаям покорных народов. Лишь там, где они встречали решительное сопротивление, их походы сопровождались жестокими расправами с населением и уничтожением его культурного достояния.
Постепенно на территории Арабского Халифата в результате поощрения и принуждения большинство жителей приняли ислам. Этому способствовал эликтический характер ислама, включающего элементы христианства, иудаизма, политеизма.
Возникновение централизованного государства, объединение ранее разрозненных областей в единую систему на новой, феодальной основе, способствование быстрому росту экономики создали благоприятные предпосылки и для развития науки и культуры.
Созданию научного центра способствовало так же бегство из христианского мира научной элиты во времена агрессивного уничтожения христианами римской языческой культуры.
В 431 году прекратил существование крупный научный центр в Эдессе (Малая Азия). Культурный центр в Александрии был разгромлен христианами в 6 веке. В 529 году была закрыта Афинская академия.
Изгнанные христианами ученые нашли свое пристанище в городе Джундишапуре (Иран), где была организована крупная научная школа по образцу научной школы в Александрии. Расцвет этой школы, как и других научных центров в Иране, происходил благодаря покровительству администрации шахиншаха Ирана. В этих школах, в предшествующий арабскому вторжению период, были сделаны многочисленные переводы греческих сочинений на сирийский и персидский языки.
Под предводительством халифа Ал-Мамуна (813-833 гг.) в Багдаде возникает «Дом мудрости» - объединивший всех багдадских ученых. При Доме Мудрости была создана обсерватория, где производились астрономические наблюдения и расчеты, работы по математической географии, в частности новые измерения эклиптики и длины градуса меридиана.
Не меньшую роль сыграло и изучение литературы Сасанидского Ирана, которая создавалась на основе местных научных тенденций и корни которой следует искать в вавилонской науке, при существенном влиянии греческой и индийской науки.
Кроме Багдада, центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были и другие города: Каир, Дамаск, Рей, Гургаедж (Ургенч), Бухара, Газна, Самарканд, Исфахан и др. Переводы с греческого и сирийского, на котором до ученых стран ислама дошла значительная часть античной литературы, вместе с перечисленным выше формировали научную базу для дальнейшего развития непосредственно исламской науки.
В науке ислама на первый план вышла математика вычислительного, которая два толчок развитию средневековой механики.
Мусульмане называли механику учением о хитроумных приспособлениях. Хитроумными приспособлениями были военные машины, приспособления для поднятия тяжестей и воды для поливки полей и.т.д.
 
Сверху